|
|
— Ход ночного солнца: Глава 1.
Колесница Времени — Октава как фрактально-числовой объект — 53-х ступенная музыкальная система — Звуки превращений дикой сливы Мэй
2005 © Б.Сварог |
|
|
|
«Если
бы Бог уничтожил всё «нечестивое племя гигантов» во время потопа‚
то как бы они основали после этого город Вавилон и воздвигли знаменитую его
башню»‚ - справедливо вопрошает Е.П.Б.* - а также квинтовую систему‚ добавили бы мы. Вся
эта система впечатляет совершенной регулярностью‚ являя для
любого непредвзятого взгляда свидетельство абсолютной математической
строгости квинтовой системы. Не имеет значения, что для музыкальной теории
появление комматически изменённых интервалов более
трёх столетий служит лишь вящим доказательством «непригодности» квинтового
строя. Музыка‚ как в этом нетрудно убедиться‚ по
природе своей близка «матерям» - подсознательному, законам числа и времени‚ - и ни в малой мере не есть результат соглашения (конвенции) или набор
произвольных правил. Иное дело, что
внутренние потребности, развиваемые западноевропейской музыкой, шли вразрез с
объективно существующими прогрессиями «реальной гармонии» - или, сказать лучше, - для её
музыкальной практики были значимы лишь «отношения I порядка» – а
именно те, что задаются первыми 12-ю
квинтовыми ступенями. Комма была воспринята как
нежелательная («13-я» в круге квинт) и стимулировала поиски замкнутой
музыкальной системы (в которой бы конец в точности совпадал с началом). В
натуре октавы было «загибаться», рационалистический XVII век решил выпрямить
её. Уместно привести здесь слова Алистера Кроули: «Своей слепотой по всем красотам и
чудесам Вселенной человечество обязано иллюзии прямоты»*. Головокружительный
успех темперированного строя – всей европейской классика начиная от И.-С.
Баха – привёл к «частичной амнезии»
относительно природы численных корней музыки. «Полностью уравняв в
правах» двенадцать интервалов - просто-напросто приписав им значение -
новоевропейская музыкальная теория, всё же‚ не могла не сохранить объяснимую лишь пифагорейской теорией «асимметрию»
(гармонический паттерн) – а именно, соотношение белых и чёрных клавиш: 7 основных ступеней + 5 изменённых = 12 . Надо‚ однако‚ признать‚ что разработанная
на вполне отвлечённых гармонических принципах европейская классика в своих наиболее
совершенных образцах могла вплотную приближаться к идеалам «объективного
искусства». Время
тоже фрактально‚ а
не континуально - являя как бы мозаику из множества кусочков
Единого целого, в чём сходятся свидетельства всех мистиков, - и это добавляет весомости платонову
аргументу о связи Октавы с природой
времени. |
|
|