Ход ночного солнца: Глава 1. Колесница Времени

 

Октава как фрактально-числовой объект

 

53-х ступенная музыкальная система

 

Базовая симметрия И цзина

 

Звуки превращений дикой сливы Мэй

 

Ибо это число человеческое…

                                                                     

      

 

                                                                       2005 © Б.Сварог

                                                                          waruna@yandex.ru

 

 

    

         «Если бы Бог уничтожил всё «нечестивое племя гигантов» во время потопа‚ то как бы они основали после этого город Вавилон и воздвигли знаменитую его башню»‚ - справедливо вопрошает Е.П.Б.* - а также квинтовую систему‚ добавили бы мы.

Вся эта система впечатляет совершенной регулярностью‚ являя для любого непредвзятого взгляда свидетельство абсолютной математической строгости квинтовой системы. Не имеет значения, что для музыкальной теории появление комматически изме­нённых интервалов более трёх столетий служит лишь вящим доказательст­вом «непригодности» квинтового строя. Музыка‚ как  в этом нетрудно убедиться‚  по природе своей близка «матерям» - подсознательному, законам числа и времени‚ - и ни в малой мере не есть  результат со­глашения (конвенции) или набор произвольных  правил. Иное дело, что внутренние потребности, развиваемые западноевропейской музыкой, шли вразрез с объективно суще­ствующими прогрессиями «реальной гармонии» - или, сказать лучше, - для её  музыкальной практики были значимы лишь «отношения I порядка» – а именно те, что задаются  пер­выми  12-ю  квинтовыми ступенями.

Комма была воспринята как нежелательная («13-я» в круге квинт) и стимулировала поиски замкнутой музыкальной системы (в которой бы конец в точности совпадал с началом). В натуре октавы было «загибаться», рационалистический XVII век решил выпрямить её. Уместно привести здесь слова Алистера Кроули:

 

       «Своей слепотой по всем красотам и чудесам Вселенной человечество обязано иллюзии прямоты»*.

 

Головокружительный успех темперированного строя – всей европейской классика начиная от И.-С. Баха – привёл к «частичной амнезии»  относи­тельно природы численных корней музыки. «Полностью уравняв в правах» двенадцать интервалов - про­сто-напросто приписав им значение - новоевропейская музыкальная тео­рия, всё же‚ не могла  не сохранить объяснимую  лишь пифагорейской теорией «асимметрию» (гармонический паттерн) – а именно, соотношение белых и чёрных клавиш: 7 основных  ступеней + 5 изменённых = 12 .  Надо‚ однако‚ признать‚ что разработанная на вполне отвлечённых гармо­нических принципах  европейская классика в своих наиболее совершенных образцах могла вплотную приближаться к идеалам «объективного искус­ства».

 

Время тоже фрактально‚ а  не континуально -  являя как бы мозаику из множе­ства кусочков Единого целого, в чём сходятся свиде­тельства всех мистиков, - и это добавляет весомости платонову аргументу о связи Октавы с природой  времени.

 

 

 

 



* Разоблачённая Изида‚ т. 1‚ гл. 1.

* Книга Тота, Аркан XVII.

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz