ЗВУКИ ПРЕВРАЩЕНИЙ ДИКОЙ СЛИВЫ МЭЙ

 

                                                                                              Б.СВАРОГ

 

 

 

 

                                                           Молодой Дракон пустился в путь от Западной Страны и достиг севера горы Юаньюй. Нашёл растущий в лощине Сеси бамбук, выбрал часть, ровную по всей длине, вырезал посередине между коленцами… Затем сделал двенадцать таких трубочек, а когда услышал пение пары фениксов у подножия горы Юаньюй, понял, как должны разделиться двенадцать люй: шесть должны быть подобны голосу самца, а шесть – самки

                                                                                                              (Люйши  чуньцю  5‚6)*.

 

 

         Приложения  И цзина  в  астрологических  прогнозах  поднимает  вопрос о связи его с календарём‚  а также  с десятью и двенадцатью знаками шестидесятерич­ного  цикла  и  квинтовой музыкальной системой. Эти аспекты И цзина  были вполне разработаны‚ по-видимому‚  достаточно давно по нашим меркам - уже в до-ханьскую эпоху. Об этом свидетельствует‚ в частности‚   известная практика соотнесения пяти первоэлементов  и  двенадцати циклических знаков со ступенями звукоряда‚ называемая «введением звуков» (на инь).  Существование соответствующих систем аст­рологических расчётов и гадания вовсе не означает‚ однако‚ что  принципы такого соотнесения достаточно ясны и хорошо известны за­падным исследователям И цзина.

         Оставаясь здесь в рамках достаточно общего рассмотрения‚ мы не претендуем на исчерпанность  и  полноту  предложенного подхода. При этом нам невоз­можно  было оставить в стороне  и  тему более общую - о характере системы 64-х гексаграмм вообще.

 

                   Многие востоковеды на основании  китайских источников высказывали догадку о связи циклических знаков шестидесятеричного цикла с системой музыкальных тонов. Предположение это отнюдь не малоосновательно‚ если в качестве основы брать квинтовую систему. 5 и 12 составляют в ней основные циклы: на каждые пять квинт приходится понижение высоты исходной ступени на полтона‚ а на каждые двенадцать квинт - повышение её на микротон D (так называемую «пифагорейскую комму»). Таким образом за двенадцать циклов пяти мы проходим полутоновыми шагами весь промежуток октавы‚  а исходная ступень‚ в свою очередь‚ приобретает дополнительное приращение 5D  - всё это достаточно  рассмотрено нами в другом месте*.  Важно отметить‚ что в этом квинтовом цикле  порождается микротоновая гамма‚ в которой №60 отвечает  си  в октаве 53-х ступеней - Фиг. 1.

 

         Построение  системы квинтовых тонов-люй‚ а также их связь с правильными ветрами (пятью элементами и восемью триграммами) и световым циклом приводится в Люйши чуньцю‚ сочинении III века до н.э.:

 

 

 

 

                            «Когда состояние мира харак­теризуется высокой мудростью и предельным следованием закону ли,  ци неба и земли, совокупляясь, по­рождают звучащие ветры. Солнце, двигаясь в зодиакальной плоскости от одной точки солнцестояния к другой, каждый месяц образует с луной систему наподобие колокола, порождая один за другим двенадцать тонов люй. Во вторую луну зимы, в день солнцестояния, рождается хуанчжун, в последнюю луну зимы – далюй. В первую весеннюю луну – тайцоу, во вторую – цзячжун, в последнюю – гусянь. В первую летнюю луну – чжулюй, во вто­рую, в день солнцестояния – жуйбинь, в последнюю – линьчжун. В первую  луну осени – ицзе, во вторую – наньлюй, в третью – уи. В первую луну зимы – инчжун. Если ветры-цы, создаваемые не­бом и землёй‚ правильны, двенадцать тонов верны»*.

 

 

         Последовательность месяцев светового года‚ от одного зимнего солнцеворота к  другому‚ фаз нарастания и убывания луны в каждом месяце‚ как и  «двухчасий»  дня и ночи традиционно  описывается двенадцатью гексаграммами‚ в которых с каждой фазой прибавляется или убывает одна сильная черта ян - Фиг. 2. В свою очередь‚ это позволяет каждому промежутку времени сопоставлять один из десяти и двенадцати циклических знаков. Шесть реверсивных пар  образуют между собой также  шесть пар оппозитов (располагающихся на диаметрах)‚ при этом  перпендикулярно расположенные пары 1-2 и 11-12  одновременно являются  и реверсивными и оппозитными. Эти гексаграммы «превращения света» - назовём их «кардинальными» - задают первый двенадцатеричный цикл‚ и мы вправе принять его как базу для расположения всех остальных гексаграмм в соответствии с порядком квинтовой системы (Фиг. 1).

 

         Известно‚ что в «последовательности Вэнь-вана» гексаграммы располагаются по реверсивным либо оппозитным парам (в том случае‚ когда переворачивание не изменяет гуа). Можно также показать‚ что гексаграммы группируются в естественные  восьмёрки  в согласии со своими основными свойствами симметрии‚ и  образуют иные группы.

         Обратим внимание‚ что пары  1-2  и 11-12 основаны на наиболее простом симметрическом отношении: нижняя и верхняя их триграммы либо совпадают (А)‚ либо оппозитны (О). Такой  тип связи прослеживается в первых  двух восьмёрках гексаграмм:

 

                  

                                                       

                                              

 

         В этой группе шестнадцати  представлены и все «чистые знаки» - т.е. восемь гексаграмм‚ образованные удвоением нижней триграммы:  1-2  29-30 51-57  и  52-58. Пары 1-2  и 11-12 ранее отнесены нами к «кардинальным знакам». В шести других - несимметричных - гексаграммах проявлено дополнительное новое качество: они могут быть получены путём «умножения»*  двух кардинальных 11 и 12 на «чистые знаки» 2952 и 57 (Фиг. 4).

 

                  

            Располагающиеся по диаметрам окружности Фиг. 2  «кардинальные» гексаграммы  взаимно оппозитны‚ и можно легко убедиться‚ что  при операции «умножения» этих двенадцати на три чистые знака 2952 и 57 -  мы назовём их модифицирующими - могут быть получены новые 18 пар гексаграмм второго‚ третьего и четвёртого циклов 12-ти (Фиг. 5):

 

 

 

                                                       

        

 

         Полученные  последней процедурой гексаграммы по свойствам внутренней симметрии группируются в четыре новые восьмёрки‚ дополнительно к уже имеющимся двум:

 

 

                                                                          

 

         Остаются шестнадцать гексаграмм‚ образованных триграммами‚ стоящими в отношениях параллелизма:

 

 

                                                                

 

 

         При том ясно‚ что этому же принципу следует размещение гексаграмм по «семействам» или «дворцам» Цзин Фаня‚ основанное на отношениях тождества (А)‚ оппозиции (О)‚ координации (К1 и К2) и параллелизма (П):

 

                                                                           ;

                                                                 

         в каждое из семейств Цзин Фаня входит по одной паре из вышеприведённых четырёх групп по шестнадцать. Если тридцать две гексаграммы‚ построенные отношениями координации‚  могли быть получены «умножением» кардинальных на модифицирующие (Фиг. 5‚6)‚ то к шестнадцати гексаграммам Фиг. 7‚  образующим последние пары «дворцов» Цзин Фаня‚  этим путём мы уже никак перейти не можем.

 

          Вместе с тем  может быть замечено‚ что в каждой из двенадцати четвёрок‚ расположенных в циклическом порядке Фиг. 5‚ обнаруживается по одной-единственной гексаграмме‚ от которой посредством ху гуа (операцией построения «внутреннего знака»)  образуется одна из четырёх гексаграмм заключительной «группы параллельных»:

 

                                                                                 

         Эти  две пары 27-28  и  53-54 - назовём  их  кардинальными II рода - из последней группы располагаются в круге не беспорядочно‚ но отмечают в нём  характерный  для ба гуа  и  цикла 12-ти крест  двух взаимно перпендикулярных осей билатеральной симметрии - Фиг. 8:

 

                                                                          

        

 

         Все восемь пар гексаграмм‚ образованных на основе «параллелизма»‚ получаются последовательным «умножением» этих четырёх «кардинальных» 27-28  и  53-54  на  четыре чистые знака 2‚ 52‚ 29‚ 57 (помещённые в центр)‚ которые  мы выше назвали «модифицирующими» - Фиг. 9:

 

 

                                                                 

        

 

         Таким путём все 64 гексаграммы  И цзина  распределены нами в порядке правильных ветров квинтовой музыкальной системы (Фиг. 10):

                  

                           

 

 

начало чему было уже положено в «двенадцати фазах» (Фиг. 2).

         Правда‚ мы при этом мы вовсе не исключаем и другие (не менее этого привлекательные) способы  установления соответствия.

 

«Предок Чжуансюй появился на свет в реке Жо, а посе­лился на горе Полая Шелковица. Когда он стал пред­ком-ди и душой слился с небом, подули правильные ветры, звуки их были: си-си, цзян-цзян Чжуаньсюю они полюбились, и он велел Летящему Дракону - Фэйлуну - сделать мелодию в подражание этим восьми ветрам. Назвал её «Подносим облака», чтобы исполнять при жертвах Высокому предку. Потом велел Жёлтому угрю первый раз ис­полнить барабанный бой; тот опрокинулся на спину и заколо­тил хвостом по брюху:  ян-ян…»*

 

 

                                                                     -----

 

 

                                       Главная страница

 

2005 © Б.Сварог

         waruna@yandex.ru

 



* В:  Г.А.Ткаченко. Космос‚ музыка‚ ритуал. М.: Наука‚ 1990.

** Смотрите статьи‚ представленные на сайте‚ а также  Ход Ночного Солнца.

***  ЛШ 5‚6.

**** См. описание процедуры в Базовой симметрии И цзина.

***** ЛШ 5‚5.

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz