ОКТАВА
КАК
ФРАКТАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙ ОБЪЕКТ
Б. Сварог*
История квантовой эволюции была записана
на языке чисел
в начальный момент
образования нашей вселенной
Тимоти Лири‚ История
будущего
Октава является основным музыкальным термином и обозначает совпадение звуков‚ частоты которых соотносятся как 2:1. Вместе с тем октава
есть «восьмерица» (ὀκτώ - древнегреч.
«восемь»).
Нетрудно понять‚ что основное свойство
консонанса двух звуков с отношением
частот 2:1 заложено
в природе гармонической кривой: в полном её периоде (2p) укладываются две полуфазы (p)‚ в двух полных периодах - четыре полуфазы и т.д.‚ что даёт при данном условии
совпадение колебаний в фазовых точках:
Вместе с тем гармоническая кривая описывает простейший вид
движения – осцилляцию‚ а математически является
элементарной периодической функцией:
кривые других зависимостей могут быть разложены в суммы
бесконечного ряда гармоник.
Как же возникает в музыке разделение интервала
максимального консонанса 2
- октавы - на промежуточные интервалы? Ответ на этот вопрос
содержится в древнейшей из известных
истории систем музыкального строя - квинтовой‚
названной по имени Пифагора. Исторически
повелось‚ что корни всего могут быть найдены в Греции‚
однако же нет оснований полагать‚ что её принцип не был известен куда ранее в Египте‚ Вавилоне‚
Индии и Китае.
Колебания струны порождают частичные тоны (обертоны)‚ соотносящиеся как целые числа 1:2:3:4:5... Квинтовое деление основано
на втором обертоне и следующем за октавой консонансе - отношении
частот 3:2. Как доказывает опыт со струнами различной длины‚
чем проще в числовом выражении это
отношение‚ тем приятнее их колебания на
слух и полнее синергия (явление резонанса) между ними.
Назовём октавный интервал до-до1. Ступень‚ относящаяся к
тонике до по частоте как 3:2
называется квинтой и традиционно
обозначается соль. Из определения интервала октавы следует‚ что отношение верхнего до1 к соль составит при этом 4:3‚
и это гармоническое отношение известно как кварта
или обращённая квинта. Если заставить звучать три струны‚ настроенные
в до‚
соль и до1
одновременно‚ в аккорде будут
присутствовать сразу три интервала - октава 2:1 ‚ квинта 3:2 и
кварта 4:3. Древние знали‚
что квинта и кварта взаимообратимы - то есть симметричны в отношении октавы‚ и если соль есть квинта к до‚ то
фа - квинта к до1‚ и
обратно - фа по отношению к до составляет кварту‚ а соль - кварту к до1.
Эту пропорцию можно представить в виде
до: фа:
соль: до1 = 1: 4/3 : 3/2 : 2‚
и она означает первый гармонический паттерн октавы - так называемую настройку орфеевой арфы.
Данное выражение содержит в себе все известные в древности отношения
- а именно арифметическую, геометрическую и гармоническую
пропорции, а также принцип золотого
деления. Два его средних члена при этом соотносятся как 9:8‚ то
есть образуют интервал натурального
целого тона - Фиг. 2. Таким образом‚ настройка арфы Орфея содержит алгоритм (гномон)‚
посредством которого на основании
отношения первых четырёх членов
натурального ряда (греч. τετραξ - четверица) могут быть
установлены все музыкальные ступени.
Как это возможно? Последующее построение есть хорошо знакомый музыкантам
«квинтовый круг». Чтобы квинта первой четвёрки в свою очередь образовала октаву‚ достаточно изменить длину
соответствующей струны вдвое. Кварта в октаве соль-соль1
по-прежнему до1
‚ а квинтой становится
ступень ре1:
Если фа
в октаве до - до1 мы примем за
ступень со значением 1‚ то квинту от фа до1 = 1 х 3/2 = 3/2 мы
должны понизить вдвое‚ чтобы она пришлась в одну октаву с фа‚ совпав с тоникой до:
до = 3/2 : 2 =
3/4.
Тогда соль определяется
как вторая квинта от значения
до =
3/4:
соль = 3/4 х 3/2 =
9/8.
Далее‚ ре1 является
квинтой от соль:
ре1
= 9/8 х 3/2 = 27/16‚
и величина 27/16 также должна быть уменьшена
вдвое‚ поскольку вновь полученная ступень
превысила верхнюю границу октавы до1:
ре = 27/16 : 2 =
27/32.
Между до и ре - также как
между фа и соль – лежит интервал целого тона: 27/32 : 3/4 = 9/8.
Четвёртая по счёту квинта строится от ступени ре
27/32 х
3/2= 81/64
и носит название ля‚ приходясь в ту
же октаву:
Между ля и соль интервал целого тона:
81/64 : 9/8 = 9/8.
Пятая по счёту квинта (ми) строится от ля
81/64 х 3/2 = 243/128‚
и должна быть приведена в одну октаву с ля:
ми = 243/128 :
2 = 243/256.
Ми образует
целотоновый промежуток с ре:
243/256 : 27/32 = 9/8.
Шестая по счёту квинта‚ которая
строится от ноты ми и лежит в одной с
ней октаве‚ называется си:
си =
243/256 х 3/2 = 729/512.
Между ля и си
также интервал целого тона
729/512 : 81/64 = 9/8.
Мы видим‚ что квинтовый алгоритм
действует совершенно автоматически и единообразно. Сведём вместе полученные результаты - Таблица
1.
Две последние квинтовые ступени ми
и си образовали новые интервалы внутри
октавы:
отношения
фа / ми 1: 243/256 =
256/243
и до1 / си 3/4: 729/512
= 256/243
соответствуют интервалу лейммы‚
называемой иначе полутоном.
Леймма
по-гречески «непроходимость»‚ и означает прекращение заполнения октавного промежутка
интервалами в 1 тон. В самом деле‚ интервал 2 (октава) может вместить только 5 интервалов 9/8 и 2 интервала 256/243:
(9/8)5 х (256/243)2
= 2.
Такое естественное заполнение октавного промежутка (2)
тоновыми интервалами с образованием семиступенной
последовательности тон-тон-п/т-тон-тон-тон-п/т называется диатонической (мажорной) гаммой основных музыкальных ступеней:
Шесть интервалов (31-36) Таблицы
1‚ полученные 1-6 квинтами (а также обращения‚ дополняющие их
до октавы) содержат основу для всех музыкальных построений. Обращённая
же прима (30) соответствует самой октаве (2).
Продолжение
квинтового алгоритма заставит новые
ступени «вклиниваться» в тоновые промежутки между основными ступенями:
VII квинта есть 36/29 х 3/2 = 37/210, поскольку же она приходится на вышележащую октаву
(превышая значение до1=3/2), это число должно быть разделёно на 2, что даёт 37/211;
VIII квинта 37/211х3/2=38/212
>3/2,
поэтому 38/212:2=38/213;
IX квинта 38/213х3/2=39/214;
X квинта 39/214х3/2=310/215>3/2,
поэтому 310/215:2=310/216;
XI квинта 310/216х3/2=311/217;
XII квинта 311/217х3/2=312/218>3/2,
поэтому
312/218:2=312/219.
Все последующие ступени после первых семи (образованных с 0 по
6 квинту) обозначаются как изменённые (повышенные либо пониженные) основные
ступени. Седьмая квинтовая ступень ниже на полутон (28/35) ступени
соль: 32/23 : 28/35
=37/211, поэтому она называется соль-бемоль (сольb).
Восьмая квинта есть пониженная на полтона ре,
так как 33/25:28/35=38/213‚
и соответствует реb. Девятая, точно также – ляb (34/26:28/35=39/214),
десятая – миb (35/28:28/35=310/216),
одиннадцатая – сиb (36/29:28/35=311/217).
Наконец, двенадцатая квинта приходится на пониженный на полтона интервал
седьмой, поскольку 37/211 (сольb) : 28/35=312/219.
Следуя принятому обозначению‚ мы должны отметить эту ступень как соль‚ дважды пониженное на полтона
(сольbb).
В пифагорейском натуральном строе
два полутона (дубль-бемоль) не дают в
сумме интервала, равного целому тону (28/35х28/35=216/310
<9/8)‚ поэтому последняя ступень не совпадает с фа №1 - не равна
в точности единице‚ то есть интервалу примы (312/219=531441/524288
=1.0136432 >1)‚ превышая её на величину
пифагорейской коммы (обозначаемой
нами D).
Следовательно‚ двенадцатая квинта вверх от исходной ступени порождает новый малый
интервал 312/219
в фа № 13 (Фиг. 5)‚ численно соответствующий разнице целого тона (9/8) с двумя полутонами 32/23:(28/35)2=312/219,
что составляет примерно 1/8,69 целого тона (иначе говоря, 1.01364328,69
= 9/8). Образование микроинтервалов («комм») в квинтовом строе задаёт
числовую основу системы натуральной микрохроматики. Полное заполнение интервала
октавы полутоновыми ступенями даёт естественную (12-ти или 17-ти ступенную) хроматическую
гамму. При этом восходящие квинты (по часовой стрелке круга) образуют
ступени бемоля ()‚ а
нисходящие (против часовой стрелки) - ступени диеза (#) - Фиг. 6‚ 7.
Очевидно‚ что на этом квинтовому процессу не положен предел. Если продолжать его далее‚ все ступени квинтами вверх будут повторяться
с повышением на комму (+D) с каждым
витком спирали‚ и при движении квинтами вниз (последовательные
значения умножаются на 2/3‚ и также приводятся в исходную октаву) - с убыванием (−D) в каждом цикле двенадцати. Мы предоставляем проверить это самому читателю.
Итеративное деление отрезка до - до1 гармоническими числами бесконечно‚ и при этом никогда не происходит совпадения
положения двух различных номеров.
Отметим основные моменты‚ инвариантные относительно значений
ступеней‚ полученных квинтовым
алгоритмом - достаточно‚
чтобы их номера шли по порядку*:
1.
каждые 12 последовательных ступеней образуют натуральную хроматическую гамму с подразделением октавы на 12 полутонов- Фиг. 6;
2. 17 последовательно
взятых ступеней образуют семнадцатиступенную хроматическую гамму 12-ти
полутонов с энгармонически неравными повышенными и пониженными ступенями‚ разделёнными
интервалами коммы (D) - Фиг. 7;
3.
каждая тринадцатая ступень в
периоде 12-ти квинт замыкает октавный цикл‚ порождая сдвиг на микротоновый
интервал (комму D) - Фиг. 5;
4. каждый диаметр‚
проведённый через противолежащие
ступени двенадцатичленного круга‚ отмечает в нём ось
зеркальной симметрии и два
полюса‚ относительно которых проявлен двоичный паттерн Октавы - Фиг. 4‚9;
5.
каждые 7
следующих по порядку ступеней‚ отделённых диаметром (Фиг. 10)
образуют семиступенную гамму с пятью целотоновыми и двумя полутоновыми промежутками одного из
семи принятых в античности ладов
(либо заменяющей лад тональности) - семеричный паттерн Октавы:
6. все вышеуказанные свойства Октавы определены её пятеричным циклом: пять квинт
вверх результируют понижением исходной ступени на полтона‚ либо повышением на полтона при движении квинтами
вниз - Фиг. 5‚
8;
7. далее‚ двенадцатеричный порядок разбивается на «квадранты» и «тригоны» малой и
большой терций‚ служащих в музыке основой
аккордово-гармонических построений - Фиг. 11;
8. и‚ наконец‚ все описанные отношения проистекают из начал чёта и нечёта (3n : 2m)‚ заложенных в квинтовый алгоритм. Свойства Октавы как умозрительного
объекта не зависят от природы звука‚ и
вправе рассматриваться как проявление законов числа. Подобные принципы числовой организации
обнаруживаются и в ДНК – универсальном коде жизни.
Присутствие коммы в квинтовом круге было известно издавна и служило постоянным
раздражающим фактором для музыкальных теоретиков. Им казалось неудобным образование в натуральном строе
тональных гамм с комматически смещёнными ступенями‚ а
также и то‚ что октава не замкнута - два натуральных полутона не образуют в точности целый тон. Уже греческий
философ Аристоксен‚ ученик Аристотеля (IV в. до н.э.)‚ предложил темперированный строй - деление октавы на равные интервалы. Но
эта рационалистическая идея смогла осуществиться лишь во второй половине XVII века‚ когда каждый полутон
объявили равным ровно 100 центам‚ или .
Это дало возможность‚ бесконечно
поднимаясь по лестнице квинт‚ неизменно возвращаться к её началу‚ - как мы видим
на гравюре Маурица Эшера
и в чём убеждают нас органные произведения Иоганна-Себастьяна Баха - Рис.1.
Но те‚
кто стоял ближе к основаниям квинтовой системы‚ не могли не сознавать её
фрактальные возможности - об этом свидетельствуют
известные места платонова Тимея (36).
Продолжим итерации виток за витком двенадцатиступенного
круга. Нетрудно убедиться‚ что на пятом круге будет
достигнуто приращение в 4 коммы‚ что превышает интервал полутона (3.85 D). Тогда ступень
12х4+6 = №54 ми станет на полтона выше‚ то есть
«обратится» в фа‚ а «квинтовая спираль» пересечёт самое себя во второй раз - первое сближение мы видели в №13. На сей раз‚ показывает расчёт‚ «соединение» более полное – новый
микроинтервал (s) в 6.5 раз меньше пифагорейской коммы (D)‚ а «витки спирали»
стали значительно шире.
Отправляясь от нового значения‚ мы вправе ожидать‚ что на
седьмом круге цикла в 53 квинты s-приращения достигнут величины D‚ и снова произойдёт «соединение» с единичным фа. При этом ступень №54 + 53 х 6 = 372 достигнет (и превысит ещё на какое-то микротональное деление) величину ступени №13 фаD. Если №13
приходит в соответствие с № 372‚ то №1‚ очевидно‚
отвечает 372─12 = № 360‚ так что следующее «возвращение» происходит ровно на этом номере‚ что подтверждается
компьютерным моделированием пифагорейских гармонических чисел.
Не боясь наскучить читателю‚ мы не
откажем себе в удовольствии привести расчёт «на пальцах» и следующего соединения. Поскольку интервал октавы 2 содержит 51 микротон I порядка D плюс один микротон II порядка s‚ то приращение комм D с каждым циклом 12-ти
ступеней за 51х12=612 номеров
покроет интервал в 51D‚ а для получения малого
приращения s‚ как мы знаем‚ нужен ещё период в 53 ступени.
Прибавив к №1фа 51 цикл по 12 номеров
и один в 53 номера‚ мы получим искомое
значение ступени №1+612+53 = №666
- самое близкое после единицы среди
более чем 16000 гармонических чисел (этот микроинтервал t составляет
1/15878 часть октавы) - Фиг. 12. Так‚ занимаясь вроде
вполне безобидным делом‚ мы невзначай
затронули «эсхатологическую» тему.
54 есть сумма «двойных и тройных чисел»‚ приводимых Тимеем как принцип расчленения Октавы космоса:
360 тоже хорошо известно - до сих пор так
считают градусы окружности‚ но причём здесь «число
Антихриста»? Ответ может заключаться в том‚ что 666 не
менее других паттернов Октавы пригодно для представления временнх циклов‚ ведь
«устрояя небо, Он
творит... вечный же образ, движущийся
от числа к числу, который мы назвали временем»
(Тимей‚ 36b).
Время
- «материя» столь же привычная для нас‚ сколь и
непонятная‚ - по свидетельству всех мистиков‚ есть принцип фрактального раздробления
единого Бытия.
Каждый из периодов Октавы отвечает гамме с
соответствующим микротональным делением‚ поддерживая основное фрактальное
свойство - создавать циклы
внутри циклов‚ повторяя одни и те же
числовые узоры в нисходящем порядке шкалы масштабов‚ - возьмём для примера известное множество
Мандельбро. В этом смысле мы можем говорить
о «внутренних октавах»*‚ вкладываемых друг в друга
наподобие матрёшек. Период в 665 квинт выступает при этом характерным аттрактором‚ повторяющим
в своём интервале исходный рисунок
двенадцати ступеней - Фиг. 13
а‚б:
Периоды более высоких порядков раскладываются на нижележащие
как на составляющие модули‚ связующим
звеном выступает цикл
665:
16266 =
665 х 24 + 359 ─ 53‚
31867 =
16266 х 2 ─ 665‚
79335 =
16266 х 5 ─ 665
х 3‚
111202 =
16266 х 7 ─ 665
х 4‚
190537 =
16266 х 12 ─
665 х 7‚
301739 =
16266 х 19 ─
665 х 11‚ и
т.д.
Ранее период 665 был нами получен из 53 и 12
(12 х 51+53 = 665)‚ а 53 точно также
следует из 12 и 5 (12 х 4 + 5 = 53). Все они приводят обратно к тетраксу (1:2:3:4)‚ определённому
нами выше в качестве основной октавной структуры. Такого рода «сквозной» принцип
фрактальной организации мы видим и в натуральном золотом ряде чисел Фибоначчи
- и‚ как
знать‚ все «большие числа» математики и физики‚ быть
может‚ в конечном итоге сводятся к немногим фундаментальным «кирпичикам»‚ как
это утверждали пифагорейцы?
В конце XVI века
француз Жозеф Скалигер задумал создать
времяисчисление‚ наилучшим образом согласованное с известными на то время
астрономическими и историческими данными‚ и
предложил так называемый юлианский
период в 7980 лет‚ попав как раз «в
яблочко»‚ поскольку эра Скалигера - до сих пор‚ кстати‚
используемая при хронологических расчётах‚ - как раз основана на периоде
665 (7980 = 665 х 12).
Вряд ли Скалигер‚ да и Св. Иоанн
опирались на непосредственное знание об
Октаве‚ но её следы уводят куда дальше.
Носящая имя Пифагора квинтовая
система по глубине своей общности является бессмертным памятником
- а равно и универсальным кодом человечества: если даже
предположить‚ что знание о ней было бы когда-либо утрачено‚ её неизбежно
переоткрыли бы снова. Странные «мистические»
принципы‚ положенные древними в основание природы и применённые в
философии‚ астрологии и счёте времени - пара инь-ян‚ три гуны‚ пять элементов‚ восемь направлений
и двенадцать знаков Зодиака‚
шестидесятилетний цикл‚ загадочный И цзин‚ майанский
календарь и древнеиндийские эры - все они так или иначе находят в
Октаве свой прообраз.
2005 © Б.Сварог
* По материалу
книги Б.СварогаÓ Ход
ночного солнца /предлагается к изданию/.
* Заметим‚ что в этой системе мы получаем интервалы с точностью до обращения (2)‚ и их определяющей характеристикой служит показатель степени при числе 3. Так‚ 31 - это квинта и её обращение - кварта‚ 32 - 1 тон и малая септима и т.д. Любая ступень может выступать нижней и верхней границей соответствующего октавного интервала.
* Термин внутренняя
октава мы впервые встречаем у Гурджиева.