53-х  ступенная  музыкальная  система

 

 

                                                       Б. СВАРОГã

 

 

 

Нет сомнения, что природа

во всём остаётся себе подобной

 

Пифагор

 

 

Считается,  что пятидесятит­рёхступенный строй был впервые описан Н.Меркатором в начале XVIII в., а позднее переоткрыт Танакой и Бозанкетом*. Существуют веские основания полагать‚ что известен он был гораздо ранее в древнем Китае (по крайней мере с династии Чжоу)‚  в Передней Азии  времён создания книг Моисея‚ а также в узких кругах средневековой Европы. Его числовые свойства не могли не привлекать к себе внимания знатоков Каббалы. Помимо этого‚ 53-х ступенный звукоряд в значительной мере универса­лен, поскольку совмещает в себе качества темперированного, квинтового (пифагорейского) и чистого строёв.

 

 Как ранее уже показано нами**, при последовательной процедуре  повышения на квинту и сведении всех образую­щихся ступеней в исходную октаву первые 11 квинт (вместе со ступенью‚ взятой за исходную) дают семь основ­ных и пять пониженных на полутон музыкальных ступеней, а с 12-й квинты эта гармоническая серия повторяется со сдвигом вверх на мик­роинтервал «пифагорейской коммы» (микротон I порядка Δ)‚ и так в каждом  цикле 12-ти.

 

Поскольку интервал полутона содержит менее 4-х Δ - порядка 3.85, как пока­зывает расчёт‚ - то на пятьдесят третьей квинте  (12  4 + 5) образуется ступень № 54‚ которая «соединяется» с исходным значением  №1 фа‚ принятым за единицу.  Образуется новый положительный микроинтервал II порядка s величиной около 1/6.5 Δ  (или 3.6 цента) - Фиг.1. Так завершается первый  цикл 53-х квинт.

 

Подобно тому, как первые 3 гармонических числа отвечают раз­делению интервала октавы на 2 квинты и 2 кварты с образованием  целого  тона, 5 чисел - образуют звукоряд пентатоники (не включащий полутонов), 7 – семиступенную (диатоническую) гамму с двумя полутоновыми интервалами (ми-фа и си-до1)‚ и 12 чисел –  двенадцатиступенную полутоновую (хроматическую) гамму, произвольные 53 квинтовых номера‚ взятые в последовательном порядке‚ дают естественную 53-х ступенную гамму   натурального  строя.

 

53 ступени‚ таким образом‚ нумерологически отвечают октаве: 5+3=8‚ и следуют её паттерну 13-ти:  52 порождающие квинты от начальной  ступени есть  4 х 13.  Роль пятидесятитрёхступенной системы  не ограничена её очевидным музыкальным значением. Лежащая в основе гармонии фрактально-числовая закономерность  может быть прослежена до столь отдалённых областей‚ как солнечно-лунный циклмайанский календарь  и  древнекитайский  И цзин.

 

 

Поскольку в квинтовом строе повышенные (#‚ образованные обратным движением квинт) и пониженные (‚ образованные прямым движением) ступени отличаются на величину коммы  D‚ а в цикле 53-х  внутри каждого полутона образуется дополнительно по 4 микроинтервала  целотоновые промежутки разделяются на 9 микроинтерваловнон») - Фиг.2. Семь из них в точности равны  Δ (23.46 цента), а два (между 4Δ+ и , а также  + и основной ступе­нью) понижены на s и составляют 0.85 Δ  (около 20 цен­тов). Данная система легко преобразуется в 53-х ступенный равномерный темперированный строй -  Фиг. 3. Каждый микроинтервал δ в нём должен принять значение =  = 1.0131642 (около 22.64 цента)‚  отличаясь от натурального микроинтервала на величину порядка 1/29 Δ (0.8 цента).

 

 Структура деления может быть изображена в таком виде:

 

 

Внутриполутоновые ступени задают  основу  натуральной микрохроматики - или так называемого «энармонического» (греч. έναρμόνιον  γένος - «стройный род») строя. Вследствие равномерного деления полутона в 53-х ступенной гамме могут быть построены восемь двенадцатиступенных (4# и 4) или четыре семнадцатиступенные полутоновые гаммы с «энгармоническими заменами» между ними - Фиг. 4. На каждой из ступеней как на тонике образуется соответствующая «основная» тональность; мы не станем затрагивать здесь вопрос о модуляциях и  микротональных  конструкциях.

 

 

 

Все эти ступени свя­зываются между собой через отношения чистых квинты и кварты (3:2 и 4:3)‚ то есть могут быть произведены одна от другой в определённое число квинтовых ходов. Двенадцатиступеневая темперация‚ как известно‚ стала возможной лишь при условии понижения квинты на интервал 1/12 части пифагорейской коммы (D)‚ то есть за счёт отказа от консонансов.

 

Приведём для примера таблицу сравнительных частот для двенадцатиступенного темперирован­ного, чистого и 53-х ступенного равномерного строев:

 

 

 

 

Из этой сравнительной таблицы можно видеть, что пятидесятитрёхступенный  равномерный  строй содержит чистые квинты и кварты (отличие в пятом десятичном знаке), совпадая в этой характеристике с чистым строем. Его малая терция также соответствует малой терции чистого строя (отличие в третьем десятичном знаке). Что же касается большой тер­ции, «неблагозвучность» которой считается серьёзным недостатком квинто­вого строя (а в 53-х ступенном строе она ближе  «темперированной», чем «чистой» большой терции), то её «чистота» может быть достигнута пониже­нием верхней либо повышением нижней ноты интервала на 1 микротон  (δ-альтерацией).

Так‚ для пониженной на 1 микротон ступени ми (миΔ-) частота отно­сительно до принимает значение 1.248989, соответствуя интервалу в 389 центов, что практически равнозначно «чистой» большой терции (386 центов). Альтерации на микротон (23 цента) могут достигаться про­граммированием  для достижения звучания «чис­той» большой терции.

 

За три столетия‚ прошедшие после Баха‚ западноевропейская композиция  исчерпала  весь свой первоначальный  творческий потенциал‚ в значительной мере обязанный успеху 12-ти ступеневой темперации. Со стороны любителей музыки акцент интереса также всё больше склоняется к альтернативному направле­нию «этнической» классики. В то же время попытки  широко использовать микрохрома­тику предпринимаются с  XIX-го века‚ и  она была  одним из основных родов древней и античной  музыки. Творчество всех значительных композиторов второй половины  XX века демонстрирует стрем­ление преодолеть гнёт двенадцатизвуковой темперации.

 

53-х ступенный строй восполняет основной недостаток последней – отсутствие  консонансов, - что для искусства, при­рода которого лежит в гармонии, является фактором критическим. Вместе с тем он основан на  числовых законах музыки, отличаясь от искусственного чистого строя, теоретические основания которого из­браны  произвольно.

 

Приближаясь по звуковому составу к восточной музыке - не имеющей фиксированного звукоряда‚ и  обладая наряду с этим качествами  темперированного  замкнутого строя (разнясь с собственно пифагорейской системой), - пятидесятитрёхступенный звукоряд даёт возможность использовать разработанные Западом средст­ва музыкальной композиции, в то же время значительно расширив их границы.  Проблема‚ кажется‚ в техническом воплощении‚ - но этот вопрос не возникает для электронных программируемых инструментов.

 Можно быть уверенным в том‚ что усилия, предпринимаемые как со стороны науки, так и современного искусства вывести западную циви­лизацию из духовного и экологического тупика, - восстановить утраченное ею третье (осевое) измерение и‚ вследствие этого‚ переоценка многих уста­новленных ценностей‚ - не минуют и такой формирующий лик культуры элемент, как основания  её музыкальной системы.

 

 

 

 Таблица 2. Частоты (Гц) музыкальных тонов для эталона ля1 = 440 Гц в 53-х ступенном равномерном строе***:

 

 

 

                   Главная страница

 

 

2005 © Б.Сварог

       waruna@yandex.ru

 

 

 



* Музыкальный энциклопедический словарь – М., 1990.

** См. Б. Сварог: «Октава как фрактально-числовой объект».

***  Нами не приведены  значения  промежуточных  микроинтервалов‚  легко  получаемых умножением на коэффициент  k = 1.0131642.

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz