Базовая    симметрия    И  цзина

 

Б. Сварог

 

 

 

 

 Мы полагаем,  что изначальная символическая система И цзина была разрабо­тана на основе тех же принципов, что  положены в основу системы калавада‚ элементы которых донесены до нас учениями пифагорейцев и Платона, а также эзотерическими космогониями архаической эпохи (за­фиксированными‚ в частности‚  первыми главами  Книги Бытия).

 

Прежде всего определим несложную  операцию, в результате которой из двух гуа (начертаний И цзина) получается третье. Так‚ если сильная черта ян, прилагаемая к данной позиции, играет роль переключателя по принципу реле («есть сиг­нал») и изменяет значение последней  на противоположное‚ то слабая черта инь выражает отсутствие перемены на данной позиции («нет сигнала»).

Такое взаимодействие черт отвечает булеву закону логического сложе­ния:

 

                              0 + 0 = 0,

                              0 + 1 = 1,

                              1 + 0 = 1,

                              1 + 1 = 0.

 

Отличие от обычного арифметического  сложения здесь заключается  в том‚ что  две единицы вместе дают ноль‚ то есть следующий разряд не учитыва­ется (в двоичной системе счисления 1+1=10).

 

Для простоты будем говорить‚ что  А применяется к В‚ и при этом получается С:   

                               А(В) = С.

 

 Для данной операции справедливы закон перестановки А(В) =В(А) = С, а также обратные отношения:  А(С) = В  и  В(С) = А.

 

Если последовательность триграмм в биномиальном «порядке порожде­ния» (Таблица 1) принять за исходную, то  операция Кунь (), применён­ная к этой последовательности, оставляет все триграммы на их прежнем месте («единичный элемент»), а операция Цянь  ()  превращает все гуа в их оппозиты, обращая ис­ходный поря­док триграмм («обратный элемент»)*:

 

                          Таблица 1.

                 

 

Шесть остальных триграмм, изменяя одни черты и оставляя без измене­ния другие, образуют из исходного порядка (1) следующие производные последовательности (Таблица 2):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из приведённого становится ясным, что если оппозиты- О)  связываются между собой через Цянь  (восьмая позиция), то  параллельные- П) – через Кань   (третья позиция), а координированные К1 и К2  - К1 и А - К2)  - связываются с исходной  триграммой А  через  Чжэнь    и   Дуй  соответст­венно (позиции пятая и седьмая). Если две триграммы находятся в оппозиции, то их координированные также оппозитны, а если они параллельны, то совпадают и  их координированные‚ сами при этом  являясь параллельными.

 

На отношениях триграмм  АОПК1К2  был основан способ расположения гексаграмм по семействам  или «домам»  ханьским  учёным  Цзин Фаном (77-33 г.г. до н.э.)‚ известным также  работой в области  музыкальной теории  люй (квинтовой системы).  

При  обозначении исходной триграммы буквой  А семейство восьми гекса­грамм по данной триграмме выстраивается следующим образом**:

          

 

 

Легко видеть‚ что  восемь отношений между пятью образующими АОПК1К2 (соответствующими числу пяти элементов) в каждом из семейства Цзин Фана в свою очередь являются ни чем иным‚ как восемью триграммами же - Таблица 3.  Мы уверены‚ что аналогично этому порядку‚ проявленному в семействах‚ некоторое сквозное отношение должно определять   и  последовательность  всех  64-х  гексаграмм  И цзина.

 

                              Таблица 3.                                                                                                                                                            

 

                                        

 

Взяв за основу  квадрат  88  триграмм в биномиальном «порядке порождения» (1)‚ соответствующем Прежнему небу‚ и «умножив» каждую триграмму столбца на каждую триграмму строки в соответствии с определённой выше логической процедурой (Таблицы 1 и 2)‚ мы  получим узор  матрицы 8х8, характеризующий эти вторичные отношения между триграммами.  Для окрашивания клеток квадрата используем  цвета пяти элементов‚ и  различные оттенки  цвета  в  тех случаях,  когда один  и  тот же элемент соответствует двум  триграммам - Фиг. 1.

На Фиг. 1. триграммам Цянь и  Дуй отвечает элемент Металл (синий и белый цвета квадратов), триграммам Кунь и Гэнь – элемент Земля (жёлтый и оранжевый цвета), триграммам Сунь и Чжэнь – элемент Дерево (зеленый и голубой цвета), триграмме Ли – элемент Огонь (красный)‚ и триграмме КаньВода (черный). Эти соответствия отвечают принятому порядку элементов в Ба гуа Прежнего и Последующего неба  и  Ло шу  квадрате» «9-ти полей».

 

 

 

 

Зем­лёй и Металлом  в китайской космологии обозначают два диаметрально-противоположных начала – пассив­ное и активное‚ или нижний и верхний пределы мировой Октавы. При этом элемент Ме­талл может быть отождествлён с Эфиром - пятой сущностью неоплатоников‚ а также  Духом ближневосточной и христианской традиций; пассивное же первона­чало в последних соответствует водам:

 

                                                                    «В начале сотворил Бог небо и землю.

                                                                      Земля же была безвидна и пуста‚ и тьма над бездною,

                                                                    и Дух Божий  носился над водою»

                                                                                                                            (Бытие‚ 1:1‚2).  

В Китае «Дух Божий» отвечает Небу =  Цянь  () - «Творчество»‚  элементу Металл (Эфир) и признаку нечётности (сильная черта ян и тройка), «вода» же Бытия соответствует  Земле = Кунь () - «Испол­нение»‚ и признаку чётности (слабая черта инь и  двоица).

 

Очевидно,  что одного  противоположения (Небо - Земля,  нечёт - чёт) недостаточно для описания «многообразия всех  вещей», а потому другие симметрические отношения должны были быть порождены на основе этих первоначал.

 

Но определённая  нами логическая операция  между двумя исходными триграммами  приводит всё к тем же  Цянь и  Кунь:

  

                           

  

Выход из тупика древние теоретики видели в создании симметрии осевого типа (креста) как зародыша протяжённости‚  - по образу того‚ что пифагорейцы  называли  тетраксом, а китайцы - Четырьмя образами           (Сы сян ): 

                                                                            

Парное противоположение Цянь-Кунь (Небо-Земля) и  Ли-Кань (Огонь-Вода) зафиксировано порядком ба гуа  Прежнего и Последующего неба. Обратим внимание, что триграммы  Ли  и Кань обладают тем же свойством внутренней симметрией‚ что Цянь и Кунь:  они не изменяются при  переворачивании (реверсе)‚  являсь при этом   оппозитами - при замене черт переходят в свою пару. В то же время  Ли переворачивает (reverse) любую несимметричную триграмму‚ а  Кань  превращает триграмму в её параллельную (reverse opposite) - Таблица 2. Отношения в первой четвёрке  выражаются  следующим  образом:

                             

                      

  «Умножение»  Ли  и  Кань  возвращает нас снова к Цянь («обратному элементу»). Вместе с тем нельзя сказать, что начало Кунь не играет роли в первой четвёрке:  хотя «умножение» на Кунь даёт ту же самую триграмму (что соответствует «тождественному элементу» или «слабой единице»)‚ без всту­пления слабых  черт  не образовались бы «внутренне-симметричные» триграммы Кань и Ли. Говоря иначе, оппозицией Цянь«Кунь   отмечено   первое  симметрическое отношение, на базе которого строятся все ос­тальные.

Любопытно, что если взять числовые (двоичные) значения этих триграмм, то они  дают следующую  диаграмму:

                                                                   

 

 Вертикальную ось образуют Кунь - или  до (0‚ а также и 8 =1000 в двоич­ной системе счисления‚ то есть   Октава)***‚ и седьмая  ступень си = 7: ими отмечены крайние пределы октавного пространства («Небо - Земля»). На горизон­тальной же оси  располагаются  «динамические»  2 и 5 (в сумме дающие 7) -  то есть пятая ступень = квинта (31)‚ и  вторая ступень = целый тон (32)‚  соответствующие  первым  делениям интервала Октавы и основе развёртывания всех последующих гармонических чисел (пифагорейская тетрактида). Мы также знаем, что квинта отвечает гармониче­скому отношению 7 : 5 (3.5 тона к 2.5 тона). В музыкальных соответствиях  ба гуа  Ли()  -  Кань()  также  дают отношение квинты.

 

Триграмме  Ли сопоставлены элемент Огонь и  качество света (красный цвет квадратов Фиг.1), три­грамме Кань – элемент Вода и тьма (чёрный цвет квадратов). В первой главе Бытия отношение  второй  пары  триграмм  выражено  следующими стихами:

 

                                                            «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

                                                              И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог

                                                          свет от тьмы.

                                                              И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было

                                                          утро: день первый»

                               (Быт. 1: 3-5).

 

В этом первом эоне (цикле) Творения возникают три  квинтовые ступени (фа-до-соль) и первая четверица Октавы (октавный интервал‚ квинта‚ кварта и целый тон). Следующие «числа творения» или остальные ноты диатоники («Тетрактиды В» по А.Ф.Лосеву) должны с необходимостью включать в себя начала  первой тетрактиды.

 

На «матрице» 64-х гексаграмм  Фиг. 1‚ содержащей цвета триграмм и соответствующих им элементов‚ восемь идущих по периметру квадратов 22 содержат красные или чёрные клетки Ли  и  Кань (Огонь и Вода), в то время как центральные и угловые – лишь цвета исходных элементов Земли и Ме­талла. Эти угловые квадраты отмечают кар­динальные перпендикулярные оси двенадцатиступенного круга Октавы  фа – си и ре – ляb (соль#) - её четве­ричный паттерн‚ в то время как квадраты, включающие цвета  Ли и Кань  соотносятся как с диатоническими основными‚ так и с хроматическими изменёнными ступе­нями гаммы. Только красные и чёрные клетки из идущих по пери­ферии примыкают к угловым квадратам  Неба  и  Земли.

 

Но для образования второй тетрактиды и полной семиступенной  гаммы ок­тавы требуется ещё одно условие симметрии, которым не обладают уже полученные четыре триграммы. Соответствующие им две ос­новные процедуры – образование  оппозита (замена  черт на противополож­ные‚  или  операция Цянь), а также реверс (переворачивание‚  или  операция Ли) - не дают способа создать  четыре  оставшиеся триграммы. На помощь  приходит преобразование, известное  из гада­тельной практики И цзина как построение внутренней гексаграммы (ху гуа):

 

 

                        

В этом способе структурной перестройки гексаграмм берутся две верх­ние черты из нижней и одна нижняя черта из верхней триграммы, а затем верхняя черта из нижней и две нижние черты из верхней триграммы.

Только таким образом могут быть получены четыре триграммы второй тетрактиды, об­ладающие еще одним, дополнительным к первым двум, па­раметром асимметрии: их переворачивание (реверс) приводит к другой три­грамме. Три различия (базовой асимметрии)‚ применённые совместно‚ способны теперь дать пять видов основных отношений (Таблица 3): (А) - единичный элемент, (О) - комплементарную оппозицию  или «об­ратный элемент», параллельную (П) и две «координированные» (К1 и К2):

 

                                                

 

 Три вида внутренней симметрии порождают пять видов отношений АОПК1К2  в числе пяти элементов- которые‚ в свою очередь‚ по­рождают по восемь  триграмм  в  каждом  из семейств гексаграмм Цзин Фана. Поскольку порождающая матрица И цзина включает в себя три, пять и восемь на­чал (соответственно, первые три уровня октавных чисел), то эти же принципы входят затем в качестве паттернов во все процессы, проистекаю­щие в эмпирические  промежутки  времени, согласно идеологии основателей  учения о Переменах (И).

 

Можно убедиться, что подобная «абстрактная алгебра» далеко не так тривиальна, однако её экспликации были в ходу уже тысячелетие до нашей эры.

Четыре триграммы второй тетрактиды связаны между собой  отноше­ниями четырёх триграмм первой тетрактиды:

 

 

В эзотеризме  Книги Бытия  этап  образования второй тетрактиды (построения семиступенной гаммы первого космоса) выра­жен следующими словами:

 

                                                             «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да

                                                          отделяет она воду от воды.

                                                               И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под

                                                          твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

                                                               И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро:

                                                          день вторый»

                                                                                                                       (Быт. 1: 6-8).

 

«Твердь посреди воды» в данном случае соответствует триграмме  Гэнь  - «Гора», а иначе Пещера-  и элементу Земли. На  Фиг. 1  квадраты Гэнь закрашены оранжевым цветом, и они сопутствуют идущим по диагонали от левого нижнего угла жёлтым квадратам  Кунь  ‚ также обозначающим Землю.

  Оппозитная Гэнь есть Дуй   - «Озеро», а также Отражение- соот­ветствующая элементу Металл («Эфир»). Этому же элементу отвечает триграмма Цянь «Небо» - отмечающая, как мы знаем, активное первона­чало. На  Фиг. 1.  квадраты Дуй закрашены белым цветом, и они сопутствуют идущим по диагонали от левого верхнего угла синим квадратам Цянь.

Оппозиция Цянь─Кунь - «Небо»-«Земля» - параллельна оппозитам Ли─Кань - «Огонь»-«Вода» или «свет – тьма». На  Фиг. 1. красные квадраты  Ли (Свет) непосредственно примыкают к бе­лым квадратам Дуй и синим квадратам Цянь (элемент Металл) в верхнем-левом  и правом-нижнем секторах, в то время как чёрные квадраты Кань (Тьма) связаны с оранжевыми квадратами Гэнь и жёлтыми квадратами Кунь (элемент Земля)  в левом-нижнем  и правом-верхнем  секторах диаграммы.

 

Необходимо сказать об оставшихся двух триграммах  Сунь - «Ветер» или  Движение и Энергия  и Чжэнь  - «Гром» или Сообщение- обозначаемых обе элементом Дерево (зеленый и голубой квадраты диаграммы). Их положение в квадрате 64-х гексаграмм Фиг.1. отличается от рассмот­ренных ранее  Дуй и Гэнь, по отношению к которым они реверсивны (перевёрнуты). Если последние сопутствуют элементам Неба и Земли, то Сунь связана с квадратами Воды, а Чжэнь  – с квадратами Огня. Здесь просле­живается то же соответствие, что было отмечено нами для предшест­вующих  пар оппозитов.

Не будет излишним привести на сей счёт следующие слова Библии:

 

                                                          «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя

                                                     по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его

                                                     по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

                                                          И был вечер, и было утро: день третий»

                                                                                                                           (Быт. 1:12‚13).

 

По плану‚ заложенному Книгой Бытия‚ «первый день» Творения отме­чен в пятом стихе первой главы, «второй день» - в восьмом  стихе, и «третий день» – в тринадцатом стихе. После того, что было нами сказано выше, отнюдь не кажется натяжкой заключение, что «формально-логическая сторона Творения» во времена Моисея рассматривалась в полном соответствии с изложенным выше учением об Октаве в её отношении ко времени. Тринадца­тым стихом завершается построение восьми триграмм и паттерна отношений между ними, выраженного в 64-х гексаграммах И цзина, и этим заложена основа разворачивающейся спирали времени, совершающей  свой  пер­вый  цикл  на тринадцатой квинтовой ступени Октавы.

 

                                                             «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной...

                                                               И создал Бог два светила великие: светило большее‚ для управления                                                           днём‚ и светило меньшее‚ для управления ночью‚ и звёзды...                

                                                              И увидел Бог‚ что это хорошо.

                                                               И был вечер‚ и было утро: день четвёртый»

                                                                                                                            (Быт. 1 : 14-19).

 

«Абсурдность» построения Книги Бытия рационалистам казалась подтверждением  атеистических доводов: ведь как могло случиться‚ чтобы Бог  создал  свет‚ а равно  и  «дерево‚ приносящее плод»  раньше‚  чем  светила  небесные? Шесть стихов дня четвёртого‚ описывающие сотворение светил‚ и отмечают переход от абстрактного порядка  к  конкретным значениям  проявленного  времени  обращению «знамений и времён‚ и дней‚ и годов»‚ -  в полном  согласии  с  последовательностью изложения Тимея (38 c-d).  Мы определили этот этап  построения как  пятый  уровень чисел Октавы:  модулем его микрохроматических циклов выступает число восемнадцать.

Не менее того впечатляет, что в использованном Библией языке реалий первые стадии Творения до известной степени строго следуют названиям абстрактных начал, положенных в основу на другом краю земли – в древнем Китае.

 

 

 

                         Главная страница

 

 

2005 © Б.Сварог

         waruna@yandex.ru

 



* Очевидно‚ что к нижней и верхней границам булевой структуры понятия единичного и обратного элемента могут быть относимы лишь условно.

** См.: Govinda, Lama AnagarikaThe Inner Structure of the I Ching. -  Weath­erwill, New York 1981.

***  Этими двоичными значениями просто определяется‚ что нижний (Кунь = 0) и верхний (Кунь = 8) пределы Мировой октавы - «слабый элемент» - отнесены за пределы нашего восприятия‚ согласно принятому учению о космосах. Иначе это для  Цянь = 7 («сильный» или «переходящий» элемент) - который‚ в сущности‚ есть мы сами.

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz