Базовая симметрия И
цзина
Б. Сварог
Мы полагаем,
что изначальная символическая система И цзина была разработана на основе тех же принципов, что положены в основу системы калавада‚ элементы которых донесены до нас
учениями пифагорейцев и Платона, а также эзотерическими космогониями
архаической эпохи (зафиксированными‚ в частности‚ первыми главами Книги
Бытия).
Прежде всего определим несложную операцию, в результате которой из двух гуа (начертаний И цзина) получается третье. Так‚ если сильная черта ян, прилагаемая к данной позиции, играет
роль переключателя по принципу реле
(«есть сигнал») и изменяет значение последней
на противоположное‚ то слабая черта инь
выражает отсутствие перемены на данной позиции («нет сигнала»).
Такое взаимодействие черт отвечает булеву закону логического сложения:
0
+ 0 = 0,
0
+ 1 = 1,
1
+ 0 = 1,
1
+ 1 = 0.
Отличие от обычного
арифметического сложения здесь
заключается в том‚ что две единицы вместе дают ноль‚
то есть следующий разряд не учитывается (в двоичной системе счисления 1+1=10).
Для простоты будем говорить‚ что А применяется к В‚ и при
этом получается С:
А(В) = С.
Для данной операции справедливы закон
перестановки А(В) =В(А) = С, а также обратные
отношения: А(С)
= В и
В(С) = А.
Если
последовательность триграмм в биномиальном «порядке порождения» (Таблица 1) принять за исходную, то операция Кунь
(), применённая
к этой последовательности, оставляет все триграммы на их прежнем месте («единичный
элемент»), а операция Цянь () превращает все гуа в их оппозиты,
обращая исходный порядок триграмм («обратный элемент»)*:
Таблица 1.
Шесть остальных триграмм, изменяя
одни черты и оставляя без изменения другие, образуют из исходного порядка (1) следующие производные
последовательности (Таблица 2):
Из приведённого становится ясным, что
если оппозиты
(А - О) связываются
между собой через Цянь (восьмая позиция),
то параллельные
(А - П) – через Кань (третья позиция), а координированные К1 и К2 (А - К1 и А - К2) - связываются с исходной триграммой А через Чжэнь
и Дуй
соответственно
(позиции пятая и седьмая). Если две триграммы находятся в оппозиции, то их
координированные также оппозитны, а если они
параллельны, то совпадают и их
координированные‚ сами при этом являясь параллельными.
На отношениях
триграмм АОПК1К2 был основан способ расположения гексаграмм по
семействам или «домам» ханьским учёным
Цзин Фаном (77-33 г.г. до н.э.)‚ известным
также работой в области музыкальной теории люй (квинтовой системы).
При
обозначении исходной триграммы буквой А семейство восьми гексаграмм по
данной триграмме выстраивается следующим образом**:
Легко видеть‚
что восемь отношений между пятью
образующими АОПК1К2 (соответствующими числу пяти элементов) в каждом из семейства
Цзин Фана в свою очередь являются ни чем иным‚ как восемью триграммами же - Таблица 3.
Мы уверены‚ что аналогично этому порядку‚ проявленному в семействах‚
некоторое сквозное отношение должно определять
и последовательность всех
64-х гексаграмм И цзина.
Таблица
3.
Взяв за основу квадрат
88 триграмм в
биномиальном «порядке порождения» (1)‚
соответствующем Прежнему небу‚ и
«умножив» каждую триграмму столбца на каждую триграмму строки в соответствии с
определённой выше логической процедурой (Таблицы
1 и 2)‚ мы получим узор матрицы 8х8, характеризующий
эти вторичные отношения между триграммами. Для
окрашивания клеток квадрата используем
цвета пяти элементов‚ и различные
оттенки цвета в тех
случаях, когда один и тот
же элемент соответствует двум триграммам
- Фиг. 1.
На Фиг. 1. триграммам Цянь и Дуй отвечает
элемент Металл (синий и белый цвета
квадратов), триграммам Кунь и Гэнь – элемент Земля (жёлтый и оранжевый цвета), триграммам Сунь и Чжэнь – элемент Дерево (зеленый и голубой цвета),
триграмме Ли – элемент Огонь (красный)‚ и триграмме Кань – Вода (черный). Эти соответствия отвечают принятому порядку
элементов в Ба гуа Прежнего и Последующего неба и Ло шу – квадрате» «9-ти полей».
Землёй и Металлом
в китайской космологии обозначают два диаметрально-противоположных начала
– пассивное и активное‚ или нижний и верхний пределы мировой Октавы. При этом
элемент Металл может быть
отождествлён с Эфиром - пятой
сущностью неоплатоников‚ а также Духом ближневосточной
и христианской традиций; пассивное же первоначало в последних
соответствует водам:
«В
начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста‚ и тьма над
бездною,
и
Дух Божий носился над водою»
(Бытие‚ 1:1‚2).
В Китае «Дух Божий» отвечает Небу =
Цянь () - «Творчество»‚ элементу Металл
(Эфир) и признаку нечётности (сильная черта ян и тройка), «вода» же Бытия соответствует Земле
= Кунь () - «Исполнение»‚ и признаку чётности (слабая черта инь и двоица).
Очевидно, что одного
противоположения (Небо - Земля,
нечёт - чёт) недостаточно для описания «многообразия
всех вещей», а потому другие
симметрические отношения должны были быть порождены на основе этих первоначал.
Но определённая нами логическая операция между двумя исходными триграммами приводит всё к тем же Цянь
и Кунь:
Выход из тупика древние теоретики
видели в создании симметрии осевого типа (креста) как зародыша
протяжённости‚ - по
образу того‚ что пифагорейцы
называли тетраксом, а китайцы - Четырьмя образами (Сы сян ):
Парное противоположение Цянь-Кунь (Небо-Земля) и Ли-Кань (Огонь-Вода) зафиксировано порядком ба гуа
Прежнего и Последующего неба. Обратим внимание, что триграммы Ли и Кань
обладают тем же свойством внутренней симметрией‚ что Цянь и Кунь: они не изменяются при переворачивании (реверсе)‚ являсь при
этом оппозитами - при замене черт переходят в свою пару. В то же время Ли переворачивает
(reverse) любую несимметричную триграмму‚ а Кань
превращает триграмму в её
параллельную (reverse opposite) - Таблица 2. Отношения в первой
четвёрке выражаются следующим
образом:
«Умножение» Ли и Кань возвращает нас снова к Цянь («обратному элементу»). Вместе с тем нельзя сказать, что
начало Кунь не играет роли в первой
четвёрке: хотя «умножение» на Кунь даёт ту же самую триграмму (что
соответствует «тождественному элементу» или «слабой единице»)‚ без вступления
слабых черт не образовались бы «внутренне-симметричные»
триграммы Кань и Ли. Говоря иначе, оппозицией Цянь«Кунь отмечено
первое симметрическое отношение,
на базе которого строятся все остальные.
Любопытно, что если взять числовые (двоичные) значения этих триграмм,
то они дают следующую диаграмму:
Вертикальную ось образуют Кунь -
или до (0‚ а также и 8
=1000 в двоичной системе счисления‚ то есть Октава)***‚ и седьмая ступень си
= 7: ими отмечены крайние пределы октавного пространства («Небо -
Земля»). На горизонтальной же оси располагаются
«динамические» 2
и 5
(в сумме дающие 7) - то есть пятая
ступень = квинта (31)‚ и вторая ступень = целый тон (32)‚ соответствующие первым
делениям интервала Октавы и основе развёртывания всех последующих
гармонических чисел (пифагорейская тетрактида).
Мы также знаем, что квинта отвечает гармоническому отношению 7 : 5 (3.5 тона к 2.5 тона). В
музыкальных соответствиях ба гуа Ли() -
Кань() также дают отношение квинты.
Триграмме Ли сопоставлены элемент Огонь и
качество света (красный цвет
квадратов Фиг.1), триграмме Кань – элемент Вода и тьма (чёрный цвет
квадратов). В первой главе Бытия
отношение второй пары
триграмм выражено следующими стихами:
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил
Бог
свет
от тьмы.
И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был
вечер, и было
утро:
день первый»
(Быт. 1:
3-5).
В этом первом эоне (цикле) Творения возникают
три квинтовые ступени (фа-до-соль) и первая
четверица Октавы (октавный интервал‚
квинта‚ кварта и целый тон). Следующие «числа творения» или остальные ноты
диатоники («Тетрактиды В» по А.Ф.Лосеву) должны с
необходимостью включать в себя начала
первой тетрактиды.
На «матрице» 64-х гексаграмм Фиг. 1‚
содержащей цвета триграмм и соответствующих им элементов‚ восемь идущих по
периметру квадратов 22 содержат красные или чёрные клетки Ли и Кань (Огонь и Вода), в то время как центральные и угловые – лишь цвета исходных
элементов Земли и Металла. Эти угловые квадраты отмечают
кардинальные перпендикулярные оси двенадцатиступенного круга Октавы фа – си
и ре – ляb
(соль#)
- её четверичный паттерн‚ в то время
как квадраты, включающие цвета Ли и Кань‚ соотносятся как с диатоническими основными‚
так и с хроматическими изменёнными ступенями гаммы. Только красные и чёрные
клетки из идущих по периферии примыкают к угловым
квадратам Неба и Земли.
Но для образования второй тетрактиды и полной
семиступенной гаммы октавы требуется
ещё одно условие симметрии, которым не обладают уже полученные четыре
триграммы. Соответствующие им две основные процедуры – образование оппозита (замена черт
на противоположные‚ или операция Цянь),
а также реверс (переворачивание‚ или
операция Ли) - не дают способа создать четыре
оставшиеся триграммы. На помощь
приходит преобразование, известное
из гадательной практики И цзина как
построение внутренней гексаграммы
(ху гуа):
В этом способе
структурной перестройки гексаграмм берутся две верхние черты из нижней и одна
нижняя черта из верхней триграммы, а затем верхняя черта из нижней и две нижние
черты из верхней триграммы.
Только таким образом могут быть
получены четыре триграммы второй тетрактиды, обладающие еще одним,
дополнительным к первым двум, параметром
асимметрии: их переворачивание (реверс) приводит к
другой триграмме. Три различия
(базовой асимметрии)‚ применённые совместно‚ способны теперь дать пять видов основных отношений (Таблица 3): (А) - единичный элемент, (О) - комплементарную оппозицию или «обратный элемент», параллельную (П) и две «координированные»
(К1 и К2):
Три вида
внутренней симметрии порождают пять видов отношений АОПК1К2 в числе пяти
элементов‚ - которые‚ в свою очередь‚ порождают
по восемь триграмм в
каждом из семейств гексаграмм
Цзин Фана. Поскольку порождающая матрица И цзина включает в
себя три, пять и восемь начал
(соответственно, первые три уровня октавных чисел), то эти же принципы входят
затем в качестве паттернов во все процессы, проистекающие в эмпирические промежутки
времени, согласно идеологии основателей
учения о Переменах (И).
Можно убедиться, что подобная
«абстрактная алгебра» далеко не так тривиальна, однако её экспликации были в
ходу уже тысячелетие до нашей эры.
Четыре триграммы второй тетрактиды
связаны между собой отношениями четырёх
триграмм первой тетрактиды:
В эзотеризме Книги
Бытия этап образования второй тетрактиды (построения
семиступенной гаммы первого космоса)
выражен следующими словами:
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды,
и да
отделяет
она воду от воды.
И создал Бог твердь; и отделил воду,
которая под
твердью,
от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и
было утро:
день
вторый»
(Быт. 1: 6-8).
«Твердь посреди воды» в данном случае
соответствует триграмме Гэнь - «Гора», а иначе Пещера‚ -
и элементу Земли. На Фиг. 1 квадраты Гэнь
закрашены оранжевым цветом, и они сопутствуют идущим по диагонали от левого
нижнего угла жёлтым квадратам Кунь
‚ также
обозначающим Землю.
Оппозитная
Гэнь есть Дуй -
«Озеро», а также Отражение‚ - соответствующая
элементу Металл («Эфир»). Этому же
элементу отвечает триграмма Цянь «Небо» - отмечающая,
как мы знаем, активное первоначало. На Фиг. 1.
квадраты Дуй закрашены белым цветом, и они
сопутствуют идущим по диагонали от левого верхнего угла синим квадратам Цянь.
Оппозиция Цянь─Кунь - «Небо»-«Земля» -
параллельна оппозитам Ли─Кань - «Огонь»-«Вода»
или «свет – тьма». На Фиг. 1. красные квадраты Ли (Свет) непосредственно примыкают к белым
квадратам Дуй и синим квадратам Цянь (элемент Металл) в верхнем-левом и правом-нижнем
секторах, в то время как чёрные квадраты Кань
(Тьма) связаны с оранжевыми квадратами
Гэнь и жёлтыми квадратами Кунь (элемент Земля) в левом-нижнем и правом-верхнем секторах диаграммы.
Необходимо сказать об оставшихся двух
триграммах Сунь - «Ветер»
или Движение
и Энергия‚ и Чжэнь
- «Гром» или Сообщение‚ - обозначаемых обе
элементом Дерево (зеленый и голубой
квадраты диаграммы). Их положение в квадрате 64-х гексаграмм Фиг.1. отличается от рассмотренных
ранее Дуй и Гэнь, по отношению к которым они реверсивны
(перевёрнуты). Если последние сопутствуют
элементам Неба и Земли, то Сунь связана с квадратами Воды,
а Чжэнь – с квадратами Огня. Здесь прослеживается то же соответствие, что было отмечено
нами для предшествующих пар оппозитов.
Не будет излишним привести на сей
счёт следующие слова Библии:
«И
произвела земля зелень, траву, сеющую семя
по роду её, и дерево, приносящее плод, в
котором семя его
по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И
был вечер, и было утро: день третий»
(Быт. 1:12‚13).
По плану‚
заложенному Книгой Бытия‚ «первый
день» Творения отмечен в пятом стихе
первой главы, «второй день» - в восьмом стихе, и «третий
день» – в тринадцатом стихе. После
того, что было нами сказано выше, отнюдь не кажется натяжкой заключение, что
«формально-логическая сторона Творения» во времена Моисея рассматривалась в
полном соответствии с изложенным выше учением об Октаве в её отношении ко времени.
Тринадцатым стихом завершается построение восьми триграмм и паттерна отношений
между ними, выраженного в 64-х гексаграммах И цзина, и этим заложена основа разворачивающейся спирали времени,
совершающей свой первый
цикл на тринадцатой квинтовой ступени
Октавы.
«И сказал Бог: да будут светила на тверди
небесной...
И создал Бог два светила великие: светило
большее‚ для управления днём‚
и светило меньшее‚ для управления ночью‚ и звёзды...
И увидел Бог‚ что это хорошо.
И был вечер‚ и
было утро: день четвёртый»
(Быт. 1 : 14-19).
«Абсурдность» построения Книги Бытия рационалистам казалась
подтверждением атеистических доводов:
ведь как могло случиться‚ чтобы Бог
создал свет‚ а равно и «дерево‚ приносящее
плод» раньше‚
чем светила небесные? Шесть
стихов дня четвёртого‚ описывающие сотворение светил‚ и отмечают переход от абстрактного порядка к
конкретным значениям проявленного
времени – обращению «знамений
и времён‚ и дней‚ и годов»‚ -
в полном согласии с
последовательностью изложения Тимея (38 c-d). Мы определили этот этап построения как пятый уровень чисел Октавы: модулем его микрохроматических
циклов выступает число восемнадцать.
Не менее того впечатляет, что в
использованном Библией языке реалий первые стадии Творения до известной степени
строго следуют названиям абстрактных начал, положенных в основу на другом краю
земли – в древнем Китае.
2005 © Б.Сварог
* Очевидно‚ что к нижней и верхней границам булевой структуры понятия единичного и обратного элемента могут быть относимы лишь условно.
** См.: Govinda, Lama Anagarika. The Inner Structure of the I Ching. - Weatherwill, New York‚ 1981.
*** Этими двоичными значениями просто определяется‚ что нижний (Кунь = 0) и верхний (Кунь = 8) пределы Мировой октавы - «слабый элемент» - отнесены за пределы нашего восприятия‚ согласно принятому учению о космосах. Иначе это для Цянь = 7 («сильный» или «переходящий» элемент) - который‚ в сущности‚ есть мы сами.